Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

.:: КИНОФИЛЬМЫ ::.

Историко-революционная драма "Броненосец "Потёмкин"

Режиссёр: Сергей Эйзенштейн.
Сценаристы: Нина Агаджанова-Шутко, Сергей Эйзенштейн.
Операторы: Владимир Попов, Эдуард Тиссэ.
Композиторы: Эдуард Майзель, Николай Крюков, Дмитрий Шостакович.
Художник: Василий Рахальс.
СССР. Производство: Совкино. 1925.

Броненосец Потёмкин Военно-историческая драма великого режиссёра Сергея Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» является гордостью и достоянием отечественного кинематографа, шедевром мирового киноискусства, неоднократно признавашийся в числе лучших фильмов всех времен и народов. В основу кинокартины легли события 1905 года, когда на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» вспыхнул революционный мятеж, который затем был поддержан жителями Одессы…

Премьера: 18 января 1926

Награды;
Золотая медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже режиссёру фильма Сергею Эйзенштейну (1926)
Лучший фильм года по версии Американской Академии киноискусства (1926)
Постоянно включается в список десяти самых значительных фильмов мира по версии британского журнала «Sight & Sound» (с 1952 г. по настоящее время)
Первый среди 12 лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе (1958)
Первый среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира (1978)
Третье место в списке журнала «Empire» «100 лучших фильмов мирового кинематографа» (2010)

Герои фильма:
матрос Вакулинчук (Александр Антонов)

командир Голиков (Владимир Барский)
лейтенант Гиляровский (Григорий Александров)
юный матрос (Иван Бобров)
офицеры (Александр Левшин)
житель Одессы (Сергей Эйзенштейн)
наборщик (Андрей Файт)
раненый мальчик (А. Глауберман)

женщина в пенсне (Н. Полтавцева)
женщина с коляской (Беатрис Ветольди)
женщина с едой для моряков (Юлия Эйзенштейн)
женщина на ступенях (Репникова)
женщина с ребенком на руках (Прокопенко)
безногий ветеран (Коробей)
старик (Протопопов)

Студенты: Константин Фельдман, Иона Бий-Бродский, Зеренин
Матросы: Михаил Гоморов, Владимир Уральский, Даниил Антонович

История создания

Броненосец ПотёмкинВ 1925 году в Советском Союзе предполагалось широко отметить 20-е первой русской революции. В рамках этого было принято решение отразить события 1905 года в искусстве. Комиссия ВЦИКа запланировала несколько театральных постановок, а также съёмки полнометражного фильма. К написанию сценария была привлечена Нина Агаджанова, а режиссёром назначен Сергей Эйзенштейн.

Первоначальный вариант сценария был утверждён 4 июня 1925 года и охватывал множество событий 1905 года, начиная с русско-японской войны и заканчивая забастовками и боями в Санкт-Петербурге и Москве. По этой причине и съёмки планировалось проводить в нескольких городах. Завершить же фильм Эйзенштейн должен был уже к концу года. После съёмок первого эпизода в Ленинграде Эйзенштейн понял, что уложиться со столь масштабным проектом в данные временные рамки ему никак не удастся. И тогда он принял решение кардинально изменить сценарий, оставив из него лишь восстание на броненосце «Потёмкин». А поскольку в сценарии Агаджановой данный эпизод занимал небольшое место, то Эзенштеййну совместно с Григорием Александровым пришлось существенно его переработать, расширить, добавить множество новых сцен.

Съёмки фильма проходили в Одессе. Поскольку броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» к тому времени в силу своего плачевного состояния был уже списан и подготовлен к утилизации, то вместо него выбрали другой броненосец, находящийся тогда в порту Одессы - «Двенадцать Апостолов». Впрочем, и он снимался только снаружи – на броненосце был устроен склад, и поэтому съёмки внутренних помещений производились на крейсере «Коминтерн».

Броненосец ПотёмкинФильм начинался со сцены шторма, затем следовал бунт матросов на «Потёмкине», связанный с тем, что начальство пыталость накормить их червивым мясом. Зачинщиков бунта приговаривали к расстрелу, но остальные матросы бросались им на выручку, выбрасывая офицеров за борт. Далее следовали революционные события в Одессе и знаменитая сцена расстрела на Потёмкинской лестнице.

В одном из эпизодов восставшие поднимали на броненосце красный флаг. Однако кино в те годы было чёрно-белым, и красный цвет на экране выглядел бы чёрным. По этой причине во время съёмок использовался флаг белого цвета. Позже, специально для премьеры все 108 кадров с флагом были вручную окрашены в красный цвет. Первый показ фильма состоялся 21 декабря 1925 года в Большом театре, где проходило торжественное заседание, посвящённое юбилею. Появление красного флага на чёрно-белом экране произвело на зрителей колоссальное впечатление. Также эффектной сценой стал финал, где броненосец двигался прямо на зрителя, словно выплывая с экрана в зал. Премьера кинокартины прошла чуть позже - 18 января 1926 года в Москве, в 1-м Госкинотеатре.

Как известно, изначально фильм снимался немым. Позже, в 1930 году «Броненосец „Потёмкин“» был озвучен. В 1950 году немой фильм был восстановлен, а в 1976-м переиздан «Мосфильмом» на новой качественной киноплёнке. Также стоит отметить, что в разные годы фильм подвергался советской цензуре. Из него убирались некоторые кадры и титры. Например, слова Троцкого заменялись словами Ленина. Первоначальная авторская версия была восстановлена лишь в 2005 году при участии Фонда «Германская Кинематека», Госфильмофонда и Российского государственного архива литературы и искусства.

Мировое признание

В 1926 году фильм «Броненосец „Потёмкин“» был продан за рубеж, где подвергся цензурному перемонтажу – сцену расстрела матросов перенесли из начала кантины в конец, что несколько искажало замысел авторов. Те не менее, кинокартина вызвала восторг у зрителей и специалистов во всём мире. В 1926 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже режиссёру фильма Сергею Эйзенштейну была вручена Золотая медаль, а Американская Академия киноискусства признала «Броненосец „Потёмкин“» Лучшим фильмом года.

В настоящее время кинокартина Эйзенштейна является мировым достоянием. «Броненосец „Потёмкин“» неоднократно назывался авторитетными международными изданиями в числе десяти лучших фильмов всех времён и народов, а порой и вовсе занимал среди них первое место. Фильм, ставший в своё время новаторским, оказал огромное влияние на развитие отечественного и мирового кинематографа. Он и спустя многие десятилетия не утратил своей изюминки, оставась настоячим учебным пособием по созданию качественного кино.

Музыка в фильме

Броненосец ПотёмкинВ разные годы показ фильма «Броненосец „Потёмкин“» имел различное музыкальное сопровождение. Наиболее известный вариант – музыкальное сопровождение Эдмунда Майзеля. Композитор написал музыку в 1926 году специально для европейского проката. При написании им использовались темы песен «Вы жертвою пали» и «Дубинушка» в его собственной обработке, как наиболее соответствующие ритму и настроению фильма. Кроме того, для большего эмоционального воздействия Майзелем были включены в музыку дополнительные шумы (лязгание цепи, звук поршней судового двигателя и т.д.), которые органично вписывались в общий ритм. Известный советский киновед Александр Трошин называл музыку Майзеля «конгениальной эйзенштейновскому творению» и имеющей «гипнотическую силу». Да и сам Эйзенштейн был в восторге от Майзеля, предложив ему написать музыку к своему следующему фильму «Октябрь»,

Кроме того в 20-е годы «Броненосец „Потёмкин“» выходил в советский прокат под музыку из фрагментов симфоний Бетховена. В 1950-м году музыкальное сопровождение к фильму написал Николай Крюков. А в 1976 году при перенесении кинокартины на новую плёнку была использована музыка из симфоний Дмитрия Шостаковича.

В 2005 году при восстановлении авторской версии фильма вернулись к музыке Эдмунда Майзеля.

Фото из фильма
Постер фильма

Игорь BIN

Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы.

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.